countrywhore (countrywhore) wrote,
countrywhore
countrywhore

Научная эмиграция: подготовка

"Чо, доцент? А диссер защитил? Иди защищайся...!"

Итак, первым и определяющим этапом научной эмиграции является поступление на низший уровень профессии учёного - в аспирантуру, скорее всего (в канонических путях, о них будет дальше) - иностранную, но это не обязательно. Так или иначе, последующие ступени предполагают наличие оконченной аспирантуры в любом случае.

Что для этого надо?
Прежде всего - выбрать специальность, по которой вы будете получать высшее образование, и место, в котором его получать. Специальность должна быть по возможности востребованной в современной науке и по возможности глобальной (как математика), а не привязанной к стране обучения (как, скажем, юриспруденция). Обоим этим критериям лучше всего удовлетворяют естественные и точные науки: физика, химия, "околомедицинская" биология (но не сама клиническая медицина: она зарегулирована так, что в другой стране учиться скорее всего придется заново), математика (как фундаментальная, так и прикладная), инженерные и технические специальности. Что до места, то тут основных критериев тоже два: хотя бы минимальная известность вашей будущей альмы-матери за пределами вашей страны и хотя бы минимальное участие преподавателей из этой самой матери в научной работе. Первое навскидку проверяется общим гуглопоиском названия вуза в англоязычном сегменте интернета. Второе - гуглопоиском названия вуза в иностранной научной периодике и биографиях (CV) ученых.

Примечание. По этому пункту у вас имеются целых три преимущества:
- Специальности, наиболее перспективные с точки зрения научной эмиграции, не пользуются бешеной популярностью (и правильно делают), что уменьшает конкуренцию;
- По сравнению с другими странами "у нас" высшее образование достаточно доступно - вузов много, и это дополнительно уменьшает конкуренцию. Да и учиться во многих из них зачастую не так сложно, а также либо недорого, либо и вовсе бесплатно.
- По сравнению с другими странами же, возраст по окончанию вуза у нас существенно меньше, что дает вам фору перед вашими зарубежными коллегами.
Далее. На протяжении учебы нужно сделать следующее:

0. Изучить английский язык до уровня, достаточного для общения и работы с литературой.
К счастью, в наше время это осуществить куда проще, чем в советское. Даже если в школе с этим было не ахти (или вообще иностранный там был не английским), есть лютая тьма курсов разного уровня, а если этого недостаточно, то есть репетиторы и даже обучение за границей - как платное (целенаправленно поехать учиться), так и условно-бесплатное (студенческие волонтерские программы типа Work and Travel). Если есть возможность учебного обмена с партнерским вузом за границей (типа программ Erasmus) - обязательно воспользуйтесь, это возможность не только подтянуть язык, но и познакомиться с иностранной академической системой! Добавим к этому относительную легкодоступность хороших учебников, книг в оригинале, фильмов без перевода (вот тут маленькие хитрости про них), иностранного телевидения, роликов на YouTube, туристических поездок, и прочее и прочее - получается, что у вас нет никаких причин НЕ изучить английский при первой же возможности.
Бонус: если вы изучите английский как можно раньше и лучше, то это упростит вам не только сам переезд, но и подготовку к нему, так как с хорошим английским вы будете представлять для вашей группы дополнительную ценность (см. п. 2 ниже).
1. Быть готовым учиться.
Не обязательно (и даже, в каком-то смысле, нежелательно) быть отличником, куда важнее научиться учиться и отличать важное от неважного - грубо говоря, от каких занятий косить можно и нужно, а от каких ни в коем случае нельзя. Иными словами, уметь отличать, что из предлагаемой вам информации пригодится обязательно (и надо хорошо усвоить), что - может пригодиться (и надо просто запомнить, что оно есть и где его искать), а что - не пригодится совсем (и это время лучше потратить на что-то более путное). Конечно, откровенно лодырничать все-таки не стоит (как бы ни хотелось). Из практических соображений:
- лучше получать хорошие оценки, чем плохие (на них могут смотреть при отборе кандидатов в аспирантуру);
- чем дольше (больше семестров) вы будете учиться и чем больше (часов) курсов прослушаете, тем лучше (на количество семестров/часов тоже могут смотреть при отборе кандидатов и признании вашего диплома за границей.)

2. Получить опыт научной работы и, по возможности, хоть какие-то результаты.

Тут всё более-менее просто (хоть и далеко не легко). Можно идти двумя путями:

а) Если в вузе или около него есть люди или/и лаборатории, в которых занимаются наукой и публикуются в сколько-нибудь приличных журналах, то нужно туда прийти, заявить о желании заниматься наукой и попроситься "мыть пробирки" ("носить кофе", "чистить мышки" и так далее в том же духе). Там будут, чаще всего, только рады лишней паре рабочих рук (если они не растут совсем уж из мускулюс-глютеуса) и голове (если в ней есть что-то кроме торричеллиевой пустоты). Дальше какое-то время придется, во-первых, просто делать, что говорят (прочитать, разобраться, научиться...), и во-вторых (опционально, но ОЧЕНЬ желательно) смотреть, что и как делают другие, и учиться-подражать-обезьянничать. Научившись и набравшись достаточно опыта, чтобы смочь не просто "помыть пробирки", а что-то кому-то "посчитать", или "померить", или "приготовить образцы", уже можно претендовать на соавторство в том, что в итоге получится из всего этого - а это первая научная публикация или материалы конференции. Два-три таких достижения в своей копилке уже можно считать результатами. Если в процессе помощи у вас возникнет какая-то своя идея и вы ее воплотите - тем лучше: вы будете ключевым ("первым") автором, и это уже можно назвать прекрасными результатами.

б) Если в вузе таких людей нет или пробиться к ним не получилось (а такое может быть, если вы там такой не один и у группы будет возможность выбирать) - то можно просто найти преподавателя/сотрудника, имеющего интерес к науке, но не имеющего на нее времени, и выразить желание с ним работать. Такое бывает: учебная нагрузка наших "преподов" часто такова, что для самостоятельной научной работы времени нет совсем. В этом случае будет больше неопределенности и больше самостоятельности, чем в первом варианте, а стало быть, и больше ответственности; с другой стороны, больше возможностей получить и опубликовать результаты узким коллективом, а это ценнее, чем быть одним из 12 авторов.
Примечание. "Научные результаты" - это, если очень-очень кратко, новые достоверные знания о мире, (потенциально) интересные другим ученым. Что это значит?
Новые: тут всё понятно. Не обнаруженные (или по крайней мере не сообщенные) до этого кем-то другим, то есть, как минимум, не "содранные" у кого-то еще. (Не заказывайте научные результаты в интернете. Это не работает!!!)
Достоверные: не являющиеся враньём, то есть, как минимум, не включающие в себя грубые ошибки, подтасовку данных и фантазии (выдачу желаемого за действительное)
Интересные: как минимум хотя бы кому-нибудь хотя бы когда-нибудь хотя бы потенциально. А не относящиеся сугубо к вашим шнуркам от ботинок или наоборот, к сферическим лошадям в вакууме созвездия Сириуса.
Общая схема получения "минимально пригодного научного результата" - а на уровне студента, скорее всего, иного получить и не удастся - примерно такая:
- Определить интересную, значимую тему, в которой делается много работы
- Посмотреть, что в этой области недавно было сделано
- Воспроизвести это (рассчитать / поставить эксперимент / провести наблюдения / ...)
- Изменить (а лучше - расширить) что-то в постановке задачи (то есть добавить элемент новизны)
- Повторить расчеты / эксперимент / ..., стараясь соблюсти при этом достоверность
- Сделать выводы на основе полученных результатов.
Выглядит не очень сложно? Именно. Потому что на этом уровне (!!!) "рутинная" научная работа действительно не сильно сложнее, чем другая рутинная работа (к примеру, рутинное программирование или рутинная починка электропроводки в доме).

Бонусом к научной работе идет отсутствие проблем с написанием дипломных и курсовых работ. Их не придется высасывать из пальца или заказывать в интернете. Достаточно будет перевести-пересказать свои результаты.

3. Обзавестись связями.

Тут ваша задача-минимум - получить представление, к кому именно (в виде списка из нескольких возможных вариантов) будет иметь смысл "стучаться" в аспирантуру после окончания института. Делать это можно тремя путями, которые можно сочетать.

а) Через вашего руководителя, если он у вас есть. Любой приличный ученый будет иметь научные связи (соавторов, коллег, друзей, приятелей) более-менее по всему миру, и он вполне может "сосватать" или "посоветовать" вас кому-нибудь из своих знакомых. Всё, что от вас здесь нужно - вовремя обозначить свое желание (если к тому нет противопоказаний в свете важного замечания!), а дальше - следовать указаниям руководителя. Скорее всего, будет нужно примерно то же самое, что и в варианте (б) ниже, но всё сильно облегчается тем, что вас направят. Лучше, если удастся наладить предварительное сотрудничество в виде совместной работы или/и публикаций.

Важное замечание от vitany :
Встречаются ситуации, когда научный руководитель будет не в восторге от вашей перспективы поступить в аспирантуру за границу (с реакциями на ваше желание в диапазоне от "откажется помогать" до "будет всячески препятствовать"). Поэтому, если есть признаки такого негативного отношения, то путь (а) может оказаться контрпродуктивным, и от него надо будет отказаться либо в пользу путей (б) и (в), либо в пользу не-канонических схем (о них через два поста). С другой стороны, чаще всего подобное происходит из-за конфликта интересов (и о них я тоже буду писать отдельно), львиная доля которых называется "у вашего руководителя на вас свои планы". Для вас это означает, что вам предоставляется еще один вариант вашего будущего, к которому следует присмотреться наравне со всеми остальными: может так статься, что он окажется годным.

б) Самостоятельно по сходству интересов. Искать группы со сходными научными интересами (это будут группы, статьи которых вы и ваша группа будет читать и цитировать чаще всего), после чего знакомиться с людьми там (заочно, по переписке, или очно, например в ходе участия в конференции), налаживать контакт путём научного обсуждения или планирования совместной работы (дальше планирования без активного участия вашего руководителя вряд ли дойдет). В итоге можно интересоваться возможностью устроиться к ним аспирантом, но - важно! - практические вопросы в эту сторону лучше поднимать не раньше, чем вы показали себя как минимум как интересного и содержательного собеседнка, а лучше - как потенциально полезного сотрудника. В противном случае - если поторопиться - ваш запрос может быть отфильтрован как спам, на чем контакт и закончится. Лучше всего пробная удочка забрасывается по схеме "Я недавно прочитал вашу свежую статью (послушал ваш доклад), очень интересно, хотелось бы прояснить такие-то и такие-то вопросы" (главное, чтобы вопросы были не откровенно глупыми). Имеет смысл пробовать по очереди нескольких сотрудников группы, начиная с первого автора статьи. К "самому главному" стучаться сразу лучше не надо: велики шансы того, что он будет самым занятым и самым разборчивым в новых знакомых. (Это, конечно, не касается очного общения, где подходить надо к тому, кто есть, и где характер человека можно оценить заранее).

в) Самостоятельно по сходству намерений. Искать недавно уехавших в аспирантуру знакомых / выпускников вашего вуза / земляков / соотечественников и спрашивать, нет ли / не ожидается ли в их группах места аспиранта, на которое могли бы вас взять. Вряд ли хватит одной рекомендации, так что в итоге опять же придется налаживать контакт по схеме (б) выше, но первый шаг - самый сложный - будет сделан за вас.

Дополнение от vitany: В некоторых странах (как минимум - США, Канада) есть возможность поступить в аспирантуру не к конкретному профессору в группу, а просто "в некоторый университет на некоторую специальность". С точки зрения наработки связей это почти ничего не меняет - пункты (а-в) равно применимы вне зависимости от того, принимает ли решение о взятии аспиранта сугубо руководитель, либо сугубо руководство факультета, либо их комбинация. Но это добавляет еще один вариант по формированию списка аспирантур: искать университеты, которые могут вас взять без личного знакомства с конкретным руководителем или группой просто по результатам ваших экзаменов или оценок. Более подробно практической стороны выбора аспирантуры и поступления в нее я буду касаться в двух следующих постах.


Итак. По окончании института у вас самое время "подбить бабки".
- Если у вас получились все три пункта - ура, вы отлично готовы к дальнейшим пунктам квеста.
- Если есть любые два из трех - тоже хорошо, но возможности вашего выбора будут существенно сужены.
- Если удалось добыть только один пункт - не очень хороший расклад. Вы все еще можете идти дальше (я знаю такие случаи), но потребуется определенная доля везения, и да, недостающее придется наверстать как можно скорее.
- Если ни одного - ваш план по научной эмиграции можно считать проваленным. Увы.

Продолжение: Практическая схема 1 (канонический путь, ориентация на работу в науке)
Назад: Общие соображения
Оглавление всего цикла
Tags: научная эмиграция
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments